↓ О школе → Новости → Преподаватели → Об учителях → Программа занятий → Литература → Заметки → Фото → Ссылки

     

О школе: истоки, основные идеи

     С 1989 г. (г. Ленинград) на ул. Бумажная (напротив сегодняшнего Ц.Д.Р. Другой Мир, в помещении "красного уголка" общежития П.О. "Красный треугольник"), затем (1992 г.) в Д.К. им. Цурюпы, 1994 -2000 гг. - наб.р. Мойки 61, организовывались и проводились теоретические и практические занятия по Классической йоге.
    Эти лекции и занятия, проводили преподаватели, существующей в то время (г.ЛенинградС-Пб) Ассоциации оздоровительных клубов  Медведев В.П. и Печура А.В.
    А также в рамках Шиваитской школы йоги (Медведев В.П. и Печура А.В.), и созданного Медведевым В.П. в 1990 г., клуба по интересам "Ветер Востока", проводились встречи и выездные семинары оздоровительно-образовательной направленности.

      Программа и методика проведения занятий изначально основывались на системе знаний о самосовершенствовании человека — классической йоге (текстах, принципах и правилах, идеях, средствах и методах реализации см. программу занятий).   Это также определяло название школы — «Классическая йога» с 1990–1993гг. (г. Санкт-Петербург).    Эти  уникальные  материалы  (теория  и  практика,  а  также  философия,  психология, астрология, и  мн.др.),  Классической  йоги,  были  собраны  и  систематизированны  в многоуровневую программу  обучения (еще  в  60-70 гг.), Ленинградским  тантра-йогом,  сейчас  ученым,   философом  и  математиком,  автором многих научных трудов и разработок по физиологии, психологии, педагогике, математике, и др., Ивановым А.И.

 Основные принципы и идеи Шива-йоги:

    *Шива  (санскр. — «Благой», «Чистый») — первоисточник йоги, покровитель  и защитник йогов, а также, всех ищущих и стремящихся к  ясности сознания, чистоте души. 
   Шива —  также понимается как само состояние чистого сознания.

   Шива — третья ипостась бога-троицы (санскр.— тримурти): Брахма (творец), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель).  Разрушая формы–оковы (иллюзии и самообман, догмы, стереотипы, шаблоны восприятия, понимания и поведения человека, т.е. все то, что мешает развитию), он освобождает дух (очищает и расширяет границы сознания), поэтому Шива — покровитель йоги.

      И сразу же, внося ясность, хочу ответить на частые вопросы, развеять некоторые сомнения, предупредить и успокоить: не стоит пугаться, путаться и усматривать здесь какие-либо теоретико-догматические, философско-религиозные и мистические аспекты индуизма (а конкретнее — Шиваизма)  т.е. — поклонения, совершения культовых ритуалов, обрядов и т.п. в подходе к практике йоги.

      Шива-йога, здесь понимается как — практическая система самосовершенствования (оздоровления организма, и развития самосознания человека), где действуют принципы и правила — «вера без дел  мертва», и «на Бога надейся, а сам не плошай!».

      Идея Шива-йоги  проявляется  в стремлении человека  к  качествам Идеала  — как состоянию чистого сознания (гармонии  ума-Разума).

      Шива-йога предлагает ищущему, быть активным  в своём уважении и преданности  Идеалу (санскр. Ишвара-пранидхана — самоотдача) — стремиться  познавать  объект  веры и поклонения (Его  качества и проявления), и делать это прежде, через  узнавание себя, сути своей души,  с использованием для этого, широкого выбора  т.н."дел" средств и методов йоги (практики  йогатерапии  для оздоровления  тела (храма души),  Ямы и Ниямы   и  крийя-йоги  в повседневной жизни,  а  также  практики хатха-йоги,  раджа-йоги, мантры, и др.).
      Идея развития здесь — это постоянные стремление и поиск, раскрытие, приобретение, новых свойств, качеств, состояний, переход от низших(устаревших) форм, к более высшим формам и уровням осознания себя и св. жизнедеятельности.   

              А "Новое не прейдёт — пока не уйдёт (не убрать) старое"

    Чтобы освободить в себе место для нового, необходимо  сначала  найти, а затем и убрать (и лучше самому) старое (как лишний хлам на антресолях).  А это не всегда легко, а иногда  даже  м. б. и болезненно, поскольку старое всегда так привычно, оправдательно, убаюкивающе.   

"Хочешь поклоняться Шиве — сначала стань Шивой"

      Шива — состояние чистого сознания ((аналогич. арабскому Сафа — чистота (души)), суфий — идущий по Пути (стремления к чистоте), пути стремления к истинному, Высшему «Я» — чистоте ума, любви, мудрости и свободе души от мелких «я» — своих страхов и страсти, лжи, самообмана и иллюзий.

Шива-йога – это Путь Тантры (раскрытия тайны), это:

      — простор поиска, обнаружения, и осознанного выбора индивидуального пути самосовершенствования (средств и методов оздоровления, прояснения ума и расширения сознания) человека, невзирая на уровень его интеллектуального развития, физические возможности, пол, возраст, религиозные убеждения и др.;
—путь расширения личного опыта осознания проявленностей себя в своей повседневной жизни и деятельности;
—путь познания Высших аспектов бытия (смысла своей жизни, её целей, пути) через познание себя, развитие индивидуального сознания (я-есмь).      
 
«Хочешь познать Бога — познай себя (стань человеком*)»

      Для этого, Шива-йога предлагает человеку, учиться полнее задействовать не только широкий набор средств и методов йоги (причем  без «привязывания» ума и тела к специфическим особенностям какой-то конкретной практики и традиции), но что самое главное — учит  полнее(внимательнее)  задействовать все стороны своего бытия (выполняя свои  каждодневные обязанности, повседневной жизни и деятельности), чтобы не упустить ничего, что способствует расширению индивидуального опыта  осознания.

       "Йога  в  повседневной  жизни,  заключается  в   мерах по улучшению  состояния   физического тела,  самонаблюдению,  и  внимательности к Богу"    (Й.С.П.  гл.II. 1-2).

     Ведь для йога (ищушего, внимательного и стремящегося, избавляющегося от сомнений и страхов) — Бог (в его аспектах веры и воли, любви, мудрости, и др.), проявляется во всём и всех — людях, событиях («хороших» или «плохих»), делах («удачных» или «совсем уж неудачных»), а также — везде и всегда (в любом месте и в каждом, незаметном на первый взгляд мгновении).

  "Вся  жизнь  —  есть  Йога"  (Свами Шивананда).

      "Будьте  внимательны,  настойчивы,  и при любых  условиях  продолжайте  искать.   Главное,  чтобы  Идея  не  переросла  в  догму,  и  не  превратилась   уже  в  идол".

         А "Кто ищет — тот  обязательно  и  находит" (ну не сразу конечно, зато своё, нужное).

               * Человек — ученик (а не раб) Божий, вечный подмастерий Мастера.
       Это, как Язон, в древнегреч. мифах, которого Боги посылают на до...олгие поиски "золотого руна"(можно и не ходить, и остаться лежать на печи, пить медовуху  бормоча молитвы)...
     
      Путь Тантры — это когда Человек уже готов (хочет и при этом может, безотождествлено, совмещать приятное с полезным) учиться, что называется «без страха и упрёка», — что у Шивы (в воплощении огненного Рудры, или Кали с острым мечом в руке), хоть у Вишну (вайшнавов),  да  хоть  у  бабы-яги (если  есть  чему, тем более, что "не так она и страшна, как её малюют", просто женщина, чуть старше "Бальзаковского" возраста


      «Пришёл учиться — ну тогда расслабься(остынь) и забудь здесь, что ты учитель, и что-то якобы умеешь».                                    (
Фаек Бириа, семинар, тренинг-интенсив 2004 г.).






Йога — комплексный подход
 в оздоровлении и развитии человека


     

      В настоящее время, основным подходом в проведении занятий по йоге, является научный подход (см.ниже)

      Основными принципами и идеями, определяющими научный подход к оздоровительным и развивающим занятиям, являются: 

  1. Системный подход к человеку, его здоровью и развитию, имеющий древнюю философскую основу — принцип целостности (взаимосвязь, внутреннее гармоничное единство тела, души и духа).
  2. Личностно-ориентированный подход  к обучению, воспитанию и развитию человека, направленный  на осознание  и  учёт человеком своих  природных (индивидуальных) особенностей и возможностей,  свойств личности,  потребностей,  образа жизни и деятельности.
         Принцип (основа) такого понимания и отношения к обучению людей, уже с глубокой древности был известен и применяем на востоке учителями и врачевателями (позднее такой подход проявляется и реализуется в идеях  Свами Вивекананды(1863 - 1902), по реформированию  системы образования,  в методике и практических разработках йоги  Шри  Т. Кришнамачарьй(1888 - 1989), а также в йоге  Свами Шивананды(1887 - 1963),  и др.).
         Такой подход, уже изначально направлен в процессе занятий – на развитие самосознания человека, как основы (фундамента) – для  гармоничного оздоровления и дальнейшего самосовершенствования.
  3. Формирование  здоровьесохраняющего  мировоззрения  и  социально-экологической  культуры  человека, включая:
      – мотивацию и потребность к оздоровлению и самосовершенствованию;
      – мотивацию к сохранению здорового образа жизни и деятельности;
      – ответственное отношение к здоровью окружающих людей, а также к сохранению среды обитания.
  4. Научный подход (основанный на проверенных и неоднократно подтверждённых знаниях и опыте), позволяющий в практике оздоровления и развития человека (осваивая техники йоги и др.), сохранять прежде всего — безопасность здоровью человека.
 

* * *

 
Классическая йога (этапы)
 

     Йога (санскр. - единение, связывание, обобщение, интеграция)  — состояние единения между противоположными полюсами, шивой и шакти, телом и умом, индивидуальным (я) и объективным (божественным) сознаниями. Процесс единения  противоположных сил в теле и уме с целью реализации духовной сути человека и цели его существования.

     Йога  —  древнейшая  наука,  проверенная  многовековым  опытом,  система   знаний  о  всестороннем,  гармоничном  развитии и  самосовершенствовании  человека.  Классическая йога охватывает все аспекты существования человека, и объединяет: физическую, психическую, половую. трудовую, социальную деятельности  человека  и духовное  развитие (Божественное).

     И  как  всякая  система,  представляет  собой множество  закономерно  взаимосвязанных  между  собой  элементов(предметов  и  явлений,  законов,  принципов и правил, идей,  этапов  и  уровней,  средств  и  методов),  по достижению  конкретных  целей и  результатов.   Эти  элементы (составляющие  части (санскр. - анги)  Классической йоги, подобно членам, частям тела, и органам всего организма),  очень  тесно  и   неразрывно,  гармонично  вплетаются   друг  в  друга,  на  всех  этапах, и  уровнях  следования  по  пути  йоги (например:  теоретические  принципы  и правила  крийя йоги,  составляют успешность  практики  хатха-йоги  и  раджа-йоги,  а  также — соблюдение  этических и методических  принципов  Ямы и  Ниямы  в  практике  как  йогатерапии и  хатха-йоги,  так  и  в  философии  Карма- и  Бхакти-йоги).  И  для  успешного  (результативного  и  безопасного)  следования  по  пути  йоги,  необходимо  это  также  всегда  помнить  и  учитывать.
     

     Главная, основная идея, и цель йоги (в классическом подходе) — выработать у человека сознание, переход сознания в более совершенные (качественные) состояния.

       "Йога — есть  прекращение  отождествлений с колебаниями сознания (личности, эго)" (Й.С.П.  гл.I. 2).

     И по сути, в идеале, это-то и должно привести к естественной гармонии, единству внутренней структуры человека — его телесного (физического), психического (умственно-эмоционального) и духовного здоровья, а также к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, и дальнейшему самосовершенствованию.

      "Тогда  свидетель  устанавливается  в своей  собственной  природе (сущности)" (Й.С.П. гл.I.2).

      И т.о., цель и залачи всех этапов практики йоги (комплекса средств и методов физического, психического, и духовного совершенствования) — это пробуждение, формирование и развитие у человека сознания.

     *** Но для этого, для начала, человек должен быть готов (физически и психически) — должен очень хотеть, что называется — «проснуться», «очнуться» (обязательно сам, хотя-бы чуть-чуть, хотя-бы иногда). А это уже у каждого может происходить по своему, и у каждого в свое время.  "Эволюция  человека  сугубо  индивидуальное  явление,  и  без  революции  сознания, одни  лишь  сладкие  мечты  и  самообман".

 
Хатха-йога

     ("Ха"— солнце,  "Тха"— луна,   + йога )  гармонизация  совершенного  равновесия  всех  физиологических процессов  в  организме  человека,  прелюдия  к  раджа-йоге.

     Практика хатха-йоги оптимально подходит для такой подготовки — посредством  работы с физическим телом:  выполняя  комплексы  асан(поз тела), некоторые гигиенические, очистительные  процедуры (шаткармы), и для начала несложные  дыхания (сахадж-пранайамы)  — плавно и постепенно подводит человека к естественному пробуждению ото «сна» — привычного состояния (болезни, лени, сомнений и страхов, и т.д.) человека.

     Хатха-йога  позволяет человеку  изучить своё тело и работу  своего организма,  включая  психические (умственно-эмоциональные) процессы,  а  также  различные  рефлекторные  функции,  т.е. стать  целостнее,  стать,  что называется  самим  собой. 

     Но наше  внимание  недостаточно  чувствительно,  чтобы  улавливать  очень  тонкие  движения, происходящие  внутри (не принимая во внимание  болезненную  мнительность).  Мы можем  узнать  о  них  только  тогда,  когда  наше  сознание,  так сказать,  проникнет  тело  и станет  более чутким.  Чтобы  достигнуть  такого  тонкого  распознавания,  мы  должны  начать  с  грубых  ощущений (своих мышц,  связок и сухожилий), и более  "тонких" (осознавания  работы  внутренних  органов и систем организма).  Это позволяет  добиваться   практика  упражнений  Хатха-йоги.   Она  даёт человеку  силы,  хорошее  здоровье,  уверенность в себе и своих силах.

     Это происходит, в следствии  соблюдения  принципов  Крийя-йоги — последовательной (от простого к сложному) и регулярной ( по возможности постоянной) практики, а также соответсвующего настроя (отношения и понимания) человека (см. программу занятий).  

      Хатха-йога подходит практически любому человеку совершенно независимо его от возраста, пола, уровня физической подготовки, состояния здоровья, умственных возможностей, касты и религиозных убеждений.
      Главное, и самое основное — у человека должно быть очень сильное желание изменяться! А это уже, подтянет за собой и всё остальное — интерес и стремление, развитие воли и укрепление веры, и т.д.

 

Раджа-йога ("раджа" царь)

высшая йога, единение, посредством концентрации ума и контроля психики.

   Раджа-йога —   посредством  научения  человека  внутреннему  погружению (наблюдения  внутренних состояний),  позволяет отвечать себе (для начала  только себе)  на свои неразрешимые и необъясняемые личные, а  затем  и  на  глобальные,  т.н. - "вечные"  вопросы.

   В природе  есть явления грубые и явления тонкие.  Тонкие  суть причины,  грубые  — следствие.  Грубые легко м.б.  обнаружены  чувствами,  тонкие — нет.  Упражнения  в  Раджа-йоге  приводят  к  приобретению способности более тонких  восприятий.

   Человек нуждается в истине, ему необходимо  убедиться в ней лично, овладеть ею, удостовериться в ней, не только верить, но и чувствовать её  в глубине своего сердца.  Тогда  только,  заявляют  Веды,  изчезнут  все  сомнения, рассеется  всякая  темнота  и  всё  кривое  выпрямится.

   Наука  раджа-йога  предлагает человеку  практический и научно-выработанный  метод  убедиться  в  этой  истине.  Как  и  любая  наука,  она  имеет  и  свой  собственный  метод  исследования.   Это — сосредоточение.  А  инструмент  для  этого — сам  ум-Разум.

    Один из переводов  значения  слова  Йога  — "обуздание", "ограничение", "самоконтроль", а также "сосредоточение".   Раджа-йога  приводит  ненастроенный, рассеянный  ум  в  состояние  собранности,  ведущее  к единению  с  Божественным (для начала  внутри самого себя).  Силы  Разума подобны  рассеянным  лучикам  света:  будучи  сосредоточены,  они начинают освещать  всё.

    Для  изучения  Раджа-йоги  нет надобности ни  в  каком  доверии  или  вере.  Она  сама  учит  нас: не  верьте ни чему,  в чём  сами  не убедились.  Истина  для  поддержания  себя  не  требует никаких  подпорок.

      "Если вам  нравиться верить  в  завораживающие  обещания и чудо (например  исцеления), положитесь на них.   В противном  же  случае  — займитесь  собой!"  (Медведев.В.П.)

     Ведь  и  "Не  Боги  же  горшки  обжигают"

    Йога  никогда не  спрашивает нас,  какая  наша  религия:  деисты  ли мы или атеисты,  христиане, евреи или буддисты.   Раджа-йогу,  как и хатха-йогу,  может  практиковать  как  христианин (католик или православный),  так и иудей,  как  мусульманин, так и суфий, что  буддист, что  ламаист, и  даже  "убеждённый"  атеист (главное  конечно  чтобы не полный похфигист),  для  развития  ума (сознания)  и укрепления  своих  — познаний, веры, надежды, любви.

     "Человечество  должно  понять,  что  все  религии — лишь  различные (разноязыковые)  способы  выражения  единой  Религии.  Она  есть  Единство,  и  каждый  может  выбрать  Путь,  который  ему  больше  подходит" 

     "Человек  должен  прежде  всего  научиться  верить  в  себя (познавая и совершенствуя себя), потом  в  бога ...

     "Религия не слова и не теория ...   Сущность  её  не  в том  чтобы  слушать  и  принимать.  Она  в том,  чтобы  быть  и  становиться"        (Вивекананда).

                         

"Проснись,  и  пой"(ну мантры например)!

Мир  Вам,  и  успехов  в  практике !
 
- Ом -
 

* * *



↑ О школе → Новости → Преподаватели → Об учителях → Программа занятий → Литература → Заметки → Фото → Ссылки
Hosted by uCoz